Гофры: назначение, основные характеристики и особенности ремонта
Гофра – элемент выхлопной системы автомобиля, выполняющий важную роль не только эластичного, но и довольно надежного соединения. Функциональное назначение гофры заключается в эффективном гашении колебаний, производимых работающим силовым агрегатом, и снижением амплитуды колебаний, передаваемых глушителем кузову автомобиля. Такие особенности рабочего процесса предполагают влияние деформирующих нагрузок и, как итог, выход элемента из строя в результате потери герметичности.
Возникновение даже микроскопических трещин обуславливает утечку выхлопных газов и предполагает возможность возникновения довольно опасной ситуации. Именно поэтому, периодическая проверка гофры на герметичность является исключительно важным профилактическим мероприятием, ориентированным на сохранение работоспособности всей системы отвода выхлопных газов.
Основные особенности конструкции современных гофр
Современный рынок автомобильных запасных частей предлагает гофры двух основных вариантов конструктивного исполнения:
- Две оплетки — данный тип является наиболее распространенным типом изделия, используемым для комплектации автомобилей, оснащенных бензиновыми силовыми установками. Высокий уровень надежности внешней оплетки позволяет избежать опасного влияния на целостность изделия избыточных сжатий и колебаний. Внутренняя оплетка действенно предотвращает деформацию профилированной поверхности гофры;
- Три оплетки — представляет собой более жесткий, обладающий повышенной прочностью, вариант элемента, входящего в комплект системы выпуска отработанных газов. Повышенная жесткость изделия обусловлена применением дополнительной внутренней оплетки, материалом для изготовления которой служит флексебельная труба. Особенностью применения такой гофры является возможность ее применения на автомобилях с дизельной силовой установкой.
Эксплуатационные отличия гофры
Специалисты определяют несколько основных причин нарушения эксплуатационных характеристик гофры:
- Повреждения катализатора, обуславливающие воздействие избыточного давления на гофру;
- Дефекты подушек двигателя и резинок крепления глушителя;
- Применение топливных присадок, способных разъедать резину;
- Механическая деформация, неизбежная в процессе эксплуатации;
- Воздействие реагентов, используемых для борьбы с гололедом.
Пламегасители: основные характеристики и особенности
Под термином «пламегаситель» понимают устройство, по сути, являющееся одним из типов резонатора. Располагается данное устройство там, где обычно находится катализатор, то есть сразу за приемной трубой. Функциональное предназначение пламегасителя заключается в замедлении и снижении температуры выхлопных газов путем смешения отдельных потоков отработанных газов из разных цилиндров и образования равномерного потока.
Некоторые, наиболее «продвинутые» автолюбители практикуют замену вышедшего из строя катализатора на пламегаситель. Есть ли в этом резон? Несомненно. Стоимость нового катализатора достаточно высока, поскольку в его состав входят несколько редких металлов. Кроме того, эксплуатационный срок катализатора довольно ограничен. Именно поэтому, пламегаситель служит отличной альтернативой дорогому и недолговечному катализатору.
Конструкция устройства
Пламегаситель представляет собой высокопрочный двухслойный корпус, разделенный на несколько камер, заполненных специальным наполнителем, обладающим исключительными акустическими свойствами.
Современные компании-производители предлагают потребителям пламегасители следующих типов:
- Штатные устройства, устанавливаемые на определенные модели (группы моделей) автомобилей;
- Универсальные;
- Оригинальные изделия, предназначенные для комплектации определенных моделей.
Универсальные пламегасители отличаются габаритными размерами и величиной диаметра внутренней трубы, позволяющими выполнить подбор и установку устройства практически на любую модель автомобиля. Два других типа характеризуются более высоким уровнем качества и, как следствие, солидной стоимостью.
Выбор конструктивного решения пламегасителя должен определяться не только предполагаемыми условиями эксплуатации и особенностями выхлопной системы, но и желаемой продолжительностью эксплуатационного срока.
Автомобильный катализатор: назначение, конструкция, возможность замены пламегасителем
Как же определить, что катализатор необходимо заменить?
Горячий двигатель начинает хуже запускаться, а при переходе с холостых оборотов на полный ход происходит недостаточно быстрое набирание оборотов. Если вы заметили эти признаки, то, скорее, это причина износа катализатора. На приборной панели загорелась лампа «CheckEngine» и код ошибки указывает на низкую эффективность катализатора. Двигатель не запускается, из выхлопной трубы не выходят отработанные газы, значит, катализатор пора менять. Стоит проверить уровень СО в выхлопе, давление в выпускном коллекторе и отсоединение приёмной трубы от системы выпуска.
Теперь рассмотрим причины, которые приводят к выходу из строя каталитического нейтрализатора. Таких причин может быть несколько:
- Механические повреждения, повлекшие за собой разрушение керамической сердцевины (при ударе).
- Использование некачественного топлива или отклонения в составе воздушно-топливной смеси. При использовании топлива с увеличенным содержанием железа, металлические частицы приводят к прекращению реакции нейтрализации (эти частицы покрывают рабочую часть нейтрализатора).
Катализатором называют элемент выхлопной системы, функциональным предназначением которого является выполнение процесса сжигания смеси выхлопных газов до момента образования экологически безопасных составляющих. Катализатор преобразовывает внутри выхлопной системы автомобиля вредные соединения, присутствующие в отработанных газах, в газы, обладающие меньшей опасностью.
Конструктивное исполнение катализатора
Автомобили, оснащаются катализаторами двух основных типов, названия которых звучат, как «керамические бусины» и «соты». Катализаторы, конструкция которых имеет сотовую структуру, имеет более широкое распространение.
Конструкция катализатора включает в свой состав следующие основные элементы:
- Подложка, изготовленная из пористого материала и обладающая высокопрочной конструкцией;
- Внешняя рубашка, обеспечивающая максимальную площадь поверхности, предназначенную для каталитических материалов;
- Каталитические материалы, в качестве которых используются металлы платиновой группы (палладий, платина, родий, иридий и т.д.).
Принцип действия сотового катализатора
Вредные соединения (углеводороды, NO, CO), уцелевшие в результате процесса горения, оседают на покрытой сплавом иридия и платины сотовой конструкции. Дальнейшая их нейтрализация выполняется в результате двух процессов: восстановления и окисления кислородом, растворенным в выхлопных газах.
Описываемый процесс состоит из двух этапов:
- очистка посредством восстанавливающего и окислительного катализатора;
- контроль выхлопных газов системой управления потоков.
Катализатор восстанавливающего типа осуществляет снижение концентрацию оксида азота в выбросах посредством родия и палладия. Платина и палладий, используемые в окислительном катализаторе, уменьшают содержание несгоревшего топлива и CO путем превращения их в углекислый газ. Конструктивное решение подавляющего большинства современных систем вывода выхлопных газов предполагает оснащение тремя каталитическими нейтрализаторами, разработанными для конкретного вредного вещества.